Пупочная грыжа

Оглавление 1) Показания к лечению [1] 2) Хирургическое вмешательство [2] 3) Когда можно отказаться от операции? [3] Лечение пупочной грыж...

1. Показания к лечению
  2. Хирургическое вмешательство
  3. Когда можно отказаться от операции?
  4. Послеоперационный период

Терапия пупочной грыжи, как и грыж любой другой локализации, требует дифференцированного подхода. Длительное время пупочная грыжа может не увеличиваться и фактически никак не беспокоить, в других же случаях она может увеличиваться достаточно быстро и сопровождаться развитием осложнений. Естественно, что подходы к лечению в этих случаях будут различными.

Пупочная грыжа, фото

Показания к лечению

Показаниями к проведению оперативного вмешательства при пупочной грыже в детском возрасте и у взрослых являются:

• достаточно быстрое увеличением грыжи в размерах;
  • грыжи большого размера, поскольку высока вероятность развития осложнений;
  • осложнения грыжи, среди которых ущемление грыжи, развитие перитонита и так далее.

Фото пупочной грыжи

Оперативное лечение

Консервативные методики лечения грыжи неэффективны и фактически не применяются. На сегодняшний день существует множество способов народного исправления грыж у взрослых, рекомендаций по ношению бандажа, ограничению физической активности и так далее. Однако ни один из этих подходов не позволяет добиться обратного развития грыжи и ее устранения.

Единственный эффективный метод  излечения грыж  – выполнение оперативного вмешательства, направленного на устранение слабости мышц передней брюшной стенки и нормализацию положения внутренних органов, что предупреждает возможное развитие осложнений в виде ущемления грыжевого мешка и позволяет предотвратить рецидивы заболевания на определенном промежутке времени.

Оперативное лечение пупочной грыжи, фото

Однако стоит понимать, что прогрессирующая слабость мышц передней брюшной стенки может привести впоследствии к возникновению повторных пупочных грыж. Именно поэтому сегодня помимо классических методик, при которых мышечный дефект закрывается апоневрозом, используют специальные искусственные имплантаты. Они представляют собой специальные полимерные сетки, которые размещают между слоями мышц или под апоневрозом, за счет чего предупреждают повторное образование грыжевого мешка и уменьшают вероятность рецидива грыж.

Операция в любом случае выполняется под общей анестезией, иногда может использоваться спинномозговое обезболивание. Выбор конкретного подхода к анестезии и собственно выполнению операции определяется возрастом пациента, общим состоянием, наличием осложнений, вероятностью рецидива грыж и так далее.

Стоит ли спешить с операцией?

Оперативное вмешательство в любом случае несет в себе определенные риски. Однако в случае, если выпячивание достаточно быстро нарастает или уже достигла огромных размеров в ходе своего многолетнего увеличения, выполнение вмешательства оказывается необходимым. Это обусловлено тем, что высока вероятность развития осложнений, сами выпячивания становится большим эстетическим дефектом, органы, которые находятся внутри грыжевого мешка, перестают правильно работать, что сопровождается их ишемией, нарушением работы кишечника или других органов, которые локализуются в грыже, ухудшению общего состояния и так далее.

При небольших размерах грыж, пожилом возрасте, наличии тяжелой сопутствующей патологии возможен отказ от операции и терапия консервативными методами лечения, направленными на предупреждение прогрессирования болезни. Однако вам в любом случае следует проконсультироваться с врачом при наличии пупочной грыжи для того, чтобы не запустить заболевания и не столкнуться с осложнениями грыжи, при которых потребуется экстренное проведение операции.

Противопоказания для лечения во взрослом возрасте

Не всегда возможно выполнить операцию по удалению пупочной грыжи даже в детском возрасте. Существует ряд серьезных противопоказаний, среди которых:

• наличие серьезной сердечнососудистой патологии врожденного типа;
  • наличие почечной недостаточности;
  • выраженный сахарный диабет;
  • различные инфекционные заболевания в острой стадии (относительное противопоказание, как только заболевание вылечено, можно удалить пупочное выпячивание);
  • патологии кровеносной системы, связанные с нарушением свертываемости крови.

При подобных сопутствующих заболеваниях наличие пупочных грыж становится не таким опасным, как хирургическая коррекция.

Подготовка к операции у детей

Предоперационное лечение пупочной грыжи начинается с коррекции диеты. Пациенту рекомендуется облегченное питание, чтобы не перегружать кишечник, снизить риск запоров. Диету стоит начинать как можно раньше. Перед вмешательством по поводу грыж где-то за 12 часов стоит отказаться от приема пищи вообще. Причем правило должны соблюдать не только взрослые, но и детям придется ограничиться.

Перед тем, как попасть к хирургу, обязательна сдача ряда анализов. Среди них:

• общий и биохимический анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • ЭКГ;
  • флюорография;
  •  исследование на особо опасные инфекции (ВИЧ, гепатиты, сифилис).

Если анализы не покажут значимых отклонений, пупочную грыжу скорректируют заранее выбранным способом, и она больше не будет доставлять больному неудобства.

Как проходит операция по удалению пупочной грыжи

Существует несколько способов излечения пупочных грыж. Оптимальный подход подбирает врач после того, как оценит размеры грыж, местоположение, особенности самого пациента.

Открытый метод у детей при пупочных грыжах

Открытый метод при грыжах сегодня почти не используется, так как это самый старый способ коррекции. Открытые вмешательства проводят при очень крупных грыжах у взрослых, а также при развитии осложнений, когда вмешательство требуется в срочном порядке. Доктор проводит разрез брюшины, через который вправляет органы на места, затем разрез ушивается.

Герниопластика методами Сапежко, Лексера или Мейо

Герниопластика – коррекция грыж с помощью натяжения тканей. Существует несколько способов выполнения этой операции.

1. Метод Сапежко

На брюшной стенке делается несколько разрезов, через которые происходит вправление грыж, укладка органов на их места. Разрезы заживаются, и о наличии пупочной грыжи ничего не напоминает.

1. Метод Лаксера

Используется при пупочных грыжах с неразрывным мешком. Операция начинается с разреза над пупочным выпячиванием. Через него врач добирается до шейки грыж или их дна и вскрывает его. Затем вправляются в брюшную полость органы, а излишки кожи отрезаются. Операция оканчивается ушиванием раны.

1. Метод Мейо

Удаление грыж этим способом подходит для людей с избыточным весом. Вокруг пупка с захватом излишков жировых отложений делается два разреза. Через них убираются некротизированные ткани, вправляются в брюшную полость органы. Операцию оканчивают ушиванием апоневроза.

Операция лазером у детей

Коррекция пупочной грыжи лазером – один из самых простых, современных и бескровных способов. В этом случае вместо скальпеля используют специальный лазерный нож, что повышает точность удаления грыж, снижает риск рецидивов.

Послеоперационный период у детей после коррекции пупочной грыжи

После коррекции пупочных грыж важно правильно реабилитироваться, чтобы исключить осложнения и рецидивы. Во-первых, пациент после вмешательства должен некоторое время оставаться под наблюдением доктора. Во-вторых, придется соблюдать ту же диету, что была до коррекции грыж еще некоторое время. К лечению также добавляют массаж, различные гимнастические упражнения для ускорения восстановления.

После коррекции грыж важно также следить за чистотой послеоперационной раны, вовремя и полноценно обрабатывая ее.

1. Советский патент 1992 года по МПК A61B17/00  SU 1 748 669 A1

Способ ушивания пупочных грыж. Автор: Кашин Александр Сергеевич

1. Российский патент 2014 года по МПК A61B17/00 RU2504337C1

СПОСОБ ПЛАСТИКИ ПРИ ПУПОЧНЫХ ГРЫЖАХ

Авторы: Шалашов Сергей Владимирович Верхотурова Марина Геннадьевна

Салатин Петр Петрович  Верхотуров Алексей Семенович

Лукашова Татьяна Николаевна  Свистунова Альбина Федоровна

Мирончук Елена Александровна  Горбунова Елена Леонидовна

Епонченцева Любовь Владимировна

1. Тексты научных статей по специальности «Клиническая медицина»

МАЛОИНВАЗИВНЫЕ ДОСТУПЫ В ГЕРНИОПЛАСТИКЕ НЕОСЛОЖНЕННЫХ ПУПОЧНЫХ ГРЫЖ Алибегов Расул Абакарович    Мелконян Сергей Сосович

ЧРЕСПУПОЧНЫЙ ДОСТУП В ЛЕЧЕНИИ ПУПОЧНЫХ ГРЫЖ

Алибегов Р.А.   Мелконян С.С.