Киста урахуса

Оглавление 1) Консервативный подход [1] 2) Хирургическое лечение [2] 3) Лечение осложнений [3] Киста урахуса является следствием врожден...

1. Консервативный подход
  2. Хирургическое лечение
  3. Лечение осложнений
  4. Народные методы
  5. Прогноз

Киста урахуса является следствием врожденных нарушений, поэтому присутствует у детей с самого раннего возраста. Однако зачастую она никак не дает о себе знать и изначально имеет минимальные размеры, вследствие чего не обнаруживается при осмотре.

Однако со временем киста может увеличиваться или давать целый ряд осложнений, в связи с чем ее терапия является довольно актуальным вопросом. Наблюдательная тактика выбирается в том случае, если образование имеет небольшие размеры, не увеличивается быстрыми темпами и не сопровождается какими-либо симптомами. В противном случае выжидательная тактика неприменима, а для лечения могут использоваться консервативные или оперативные подходы.

Консервативное лечение

Киста урахуса – это полостное образование, которое не может самостоятельно или под влиянием определенных препаратов рассосаться. В связи с этим единственный шанс полностью избавиться от образования – это его удаление в оперативном порядке.

Однако консервативные методы в ряде случаев применяется и является подготовительным этапом к операции в случае, если она осложнилась инфекционно-воспалительным процессом или любым другим состоянием, которое является противопоказанием к выполнению хирургического вмешательства.

Киста урахуса, фото

Для устранения воспаления используют антибиотики широкого спектра действия, нестероидные противовоспалительные препараты, применяют местные средства. После стихания воспаления проводится оперативное вмешательство в плановом порядке, от него не стоит отказываться, поскольку в дальнейшем она вновь может осложниться омфалитом или абсцессом.

Антибиотик при лечении кисты урахуса, фото

Часто при кистах урахуса у новорожденных коррекцию с помощью операции стараются отложить хотя бы на год. В этом случае образование оставляют под наблюдением, однако дают родителям малыша ряд рекомендаций относительно медикаментозной терапии. Как минимум, если есть свищ, его необходимо регулярно обрабатывать антисептиком, чтобы избежать воспаления в зоне будущего иссечения.

Если воспалительные процессы в тканях кист все же развились, но угрозы для здоровья и жизни нет, операцию все равно выполняют в плановом порядке. Однако перед этим воспаление в урахусе снимают с помощью:

• антибиотиков, которые устранят патогенную микрофлору в зоне поражения;
  • антигистаминных средств, которые помогут справиться с тканевой реакцией организма на некоторые патогенные микробы, облегчат общее состояние пациента;
  • препаратов, снимающих интоксикационный синдром, что сопровождает воспаление в значительном числе случаев.

Однако для по-настоящему эффективного лечения рано или поздно придется прибегнуть к хирургическому вмешательству. Вероятность полного самостоятельного рассасывания образования крайне мала.

Оперативное вмешательство

Хирургическая коррекция патологии не вызывает больших трудностей. Изначально проводится консервативная терапия, если в ней есть необходимость, используются методы дополнительной диагностики для уточнения диагноза, определения размеров и расположения дефекта.

Вмешательство выполняется под общей анестезией и состоит в рассечении кожи и мышц, резекции кистозного образования, которое подлежит обязательному гистологическому исследованию, и ушивании раны.

Восстановительный период составляет порядка 2-3-х недель, при этом рекомендовано ограничить двигательный режим и не поднимать тяжести. Лучше операция переносится детьми, поэтому если она проявляет себя уже в раннем возрасте, то лучше сразу ее удалить и не обрекать ребенка на страдания в будущем.

Оперативное лечение кисты урахуса, фото

Сегодня при кистах урахуса предпочтение отдается эндокскопической оперативной тактике. Она приобрела популярность за счет сравнительной легкости исполнения, меньшей травматичности, возможности лечения кисты урахуса восстановиться в более короткие сроки.

Впервые в лечении больных с урахусом эндоскопию начали применять еще в 1993 году. С тех пор давно сформировалась методика, позволяющая удалить кисту с минимальной травматизацией окружающих тканей.

К преимуществам лапароскопии относят:

• возможность отказаться от общей анестезии, отдав предпочтение местной, которая не так плохо влияет на детей, мужчин и наносит меньше вреда женщинам;
  • быстрое восстановление, позволяющее пациенту после удаления кисты вернуться к полноценной жизни уже через 7-9 дней;
  • минимальное количество осложнений после удаления кист.

Однако эндоскопическое удаление кист урахуса возможно лишь в том случае, если патология неосложненная. При воспалительном процессе или иных проблемах для лечения кисты придется применять классическую открытую методику коррекции.

Терапия осложнения патологии

Удаление образования выполняется в плановом порядке только в тех случаях, когда нет угрожающих жизни осложнений. В случае если образование осложнилось абсцессом или перитонитом, показано немедленное хирургическое вмешательство, поскольку эти состояния могут угрожать жизни.

Если речь идет об абсцессе, которым осложнилась киста урахуса, то терапия заключается во вскрытии и дренировании полости, при этом назначается и медикаментозная терапия (прежде всего, антибиотики). При перитоните при кисте необходимо вскрытие брюшной полости, санация очага, установка дренажа и назначение медикаментозной терапии.

Помните, что осложнения представляют угрозу для жизни, поэтому операцию следует проводить как можно раньше, при появлении уже первых симптомов или начале роста образовании. При бессимптомном течении выжидательная тактика является эффективной при кисте, однако затягивать с оперированием при увеличении образования или появлении любых осложнений не стоит!

Народные методы при патологии урахуса

При развитии кист урахуса народные методы терапии не подходят. Патология относится к группе хирургических, а это значит, что разрешить ее раз и навсегда можно только при своевременном хирургическом вмешательстве.

Кисты при употреблении отваров, промываниях, ванночках на травах не станут меньше, не рассосутся сами по себе. Более того, патология урахуса может негативно среагировать на применение народных методов терапии, ответив на них воспалительным процессом, усугубив состояние пациента.

Лучше всего избегать народных методов терапии при кистах различного происхождения, в том числе при поражении урахуса.

Прогноз и профилактика

Так как причины развития кист урахуса до сих пор не установлены, какие-либо методы профилактики разработаны не были. Единственное, что могут порекомендовать врачи, чтобы снизить риск образования кист – это избегать факторов, которые могут привести к генетическим мутациям или нарушению развития плода. Например, на период беременности женщинам стоит отказываться от вредных привычек, избегать ионизирующего излучения, внимательно относиться к выбору лекарственных средств и др.

Киста урахуса – заболевание с благоприятным исходом при своевременной медицинской помощи. Чем раньше будет проведено оперативное вмешательство, тем легче малышу будет восстановиться после него.

• Детская урология-андрология: Учеб. пособие. - Разин М.П., Галкин В.Н., Сухих Н.К. 2011.

• ПАТОЛОГИЯ УРАХУСА: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ, СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ И СОБСТВЕННЫЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЛАПАРОСКОПИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ. Гусев Алексей Андреевич, Яцык Сергей Павлович  Киргизов Игорь Витальевич Дьяконова Елена Юрьевна Карпачев Сергей Анатольевич, Рязанов Михаил Валерьевич
  • УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДИАГНОСТИКА НОВООБРАЗОВАНИЙ УРАХУСА Игнашин Николай Семенович (Перепечин Дмитрий Владимирович)
  • НАШ ОПЫТ ЛАПАРОСКОПИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ПАТОЛОГИИ УРАХУСА Антонов А.В. Мальнев Д.А.
  • СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ АНОМАЛИЙ УРАХУСА У ДЕТЕЙ. (И. С. Шорманов Д. Н. Щедров Е. В. Морозов)