Дермоидная киста

Оглавление 1) Показания [1] 2) Ход операции [2] 3) Осложнения [3] Лечение дермоидной кисты медикаментозными препаратами и народными сре...

Терапия дермоидной кисты медикаментозными препаратами и народными средствами не дает никакого эффекта, а потому абсолютно нецелесообразно. Единственной возможностью избавиться от неё является хирургическое вмешательство.

1. Локализация
  2. Симптомы
  3. Диагностика
  4. Показания
  5. Методы удаления
  6. Проведение операции
  7. Последствия
  9. Профилактика

Локализация

Развитие дермоидной кисты возможно почти в любом органе или ткани, как отмечают доктора. Наиболее часто наличие кист обнаруживают в:

• области яичника у женщин репродуктивного возраста, из-за чего может серьезно страдать способность представительницы прекрасного пола к зачатию;
  • области нижнего века (в основном страдают дети, но патологическое новообразование легко поддается удалению с помощью хирургов);
  • области копчика, где размер дермоидной кисты яичника редко достигает больших размеров, и образование может в течение длительного времени оставаться незамеченным;
  • области заднего прохода, где без симптомов воспаления патология вообще обнаруживается только при пальцевом ректальном исследовании и др.

Обнаружение дермоидных кист в любом органе или ткани делает это патологию довольно распространенной. Причем, как отмечают доктора, наличие дермоидных кист может, как в течение длительного времени не давать о себе знать, так и причинять сильный дискомфорт.

Симптомы

Обнаружение кист – если они находятся на поверхности – редко представляет серьезные сложности для врача. Дермоидные кисты характеризуются не слишком крупными размерами, обычно безболезненные даже при пальпации. В зависимости от содержимого, новообразование может быть как плотным, так и мягким.

Если дермоидную кисту обнаруживают в одном из внутренних органов, она может в течение долгого промежутка времени не давать о себе знать. Симптомы появляются в основном при достижении новообразованием определенных размеров. Например, при наличии кисты яичника женщина будет жаловаться на:

• боли тянущего характера в нижней части живота;
  • более частые позывы к посещению туалета;
  • появление болезненности при половом акте.

Если разовьется воспаление кисты, локализующейся в области анального отверстия, появятся боли при опорожнении кишечника, трудность с принятием сидячего положения.

Симптомы, способные характеризовать дермоидную кисту, очень разнообразны. Однако зачастую из-за доброкачественности новообразования патология является случайной находкой.

Диагностика

Перед процедурой по удалению патологического новообразования врач должен будет провести ряд диагностических мероприятий для того, чтобы убедиться в правильности поставленного диагноза, а также исключить более опасные патологии. Ведь дермоидные кисты можно спутать с рядом других заболеваний.

Дермоидная киста на УЗИ

Ультразвуковое исследование – простой, безболезненный и неинвазивный способ получить информацию об особенностях кисты перед операцией. Удается узнать ее размер, особенности роста, определить ножку новообразования и сделать выводы о его кровоснабжении.

МРТ

МРТ при дермоидных кистах применяется в том случае, если новообразование имеет сложное расположение или есть основания полагать, что оно недоброкачественной природы. МРТ помогает правильнее спланировать удаление капсулы кисты.

Анализ крови на онкомаркеры

При поражении яичников у женщин рекомендуется сдавать кровь на онкомаркеры. Киста на яичниках может перерождаться в злокачественное новообразование и, чтобы правильно подобрать терапию, доктор посылает пациентку на исследование крови на онкомаркеры. По результатам делается вывод о том, насколько опасно образование на яичнике, и нет ли необходимости в дополнительном лечении.

Гистология

Гистология при вовлечении в процесс яичников или иных внутренних органов выполняется для того, чтобы исключить озлокачествление новообразования. Полученные в ходе удаления ткани исследуют под микроскопом, чтобы найти атипичные клетки.

Показания к оперативному лечению

Все зависит от локализации образования, его размеров, динамики развития, возраста пациента и его состояния, влияния на функции внутренних органов или их эстетическое значение.

Например, если она расположена под кожей лица, на шее или других открытых участков тела, имеет большие размеры, растет или проявляет себя определенными симптомами, то ее следует удалить после полноценного обследования.

Дермоидная киста, фото

При образовании небольших размеров, которое никак себя не проявляет и стало случайной находкой обследования, прибегать к операции стоит далеко не всегда – следует посоветоваться с хирургом и оценить все «за» и «против». Зачастую пациентам рекомендуют наблюдаться у врача и проходить регулярные обследования. Только если патологическое образование начнет расти или как-то изменять ее стоит удалить хирургическим путем.

Методы удаления кисты

Удаление дермоидной кисты в большинстве случаев не считается в хирургической практике сложной процедурой. Сегодня в клиниках используется лапароскопический метод, если речь идет, например, о поражении кистами яичников.

Проведение лапароскопической операции стало популярно из-за того, что вмешательство позволяет быстрее восстановиться, имеет меньший риск осложнений.

Однако, если патологическое новообразование очень крупное или локализуется в труднодоступном месте, возможно удаление кисты через классическую открытую операцию.

Женщины нередко беспокоятся о том, что при поражении яичника придется удалить его целиком, однако это не всегда так. Если хирург может сохранить орган, избавив пациентку от дермоидных кист, он это сделает.

Проведение операции

Зачастую выполняется под общей анестезией, однако если она имеет небольшие размеры и расположена подкожно, то может быть использована и местная анестезия.

Как правило, проводится разрез кожи и, если в этом есть необходимость, вскрывается полость, обеспечивается доступ к ней и производится полное иссечение. Если возможно, проводится лапароскопия, если такой возможности нет, то выполняют открытое вмешательство.

Проведение операции дермоидной кисты, фото

Может производиться как хирургическое устранение образования, так и с частью органа или всем органом. Речь идет, конечно же, о парных органах. Прибегнуть к удалению яичника рекомендуют при значительных размерах патологического образования и для женщин в постменопаузе. Устранение одной почки с кистой целесообразно только в том случае, когда сохранить орган не представляется возможным. Печень  и поджелудочная железа могут только резецироваться в тех объемах, когда оставшаяся часть органа может справиться со своей функцией.

Именно поэтому при локализации патологии в печени, поджелудочной железе или других непарных органах рекомендуют их устранение на самых ранних этапах, в том числе у детей, поскольку увеличение образований в размерах может привести к поражению большей части органа и невозможности выполнения радикальной операции.

Фото дермоидной кисты после операции

Последствия операции при дермоидных кистах

Операция по устранению дермоидых кист, если они обнаружены на ранней стадии развития, редко оканчивается какими-либо осложнениями. В основном уже через пару дней после вмешательства пациент может вернуться к своему нормальному ритму жизни.

Сложности могут возникнуть, если с удалением дермоидного образования очень затянули. Среди возможных проблем:

• увеличение риска рецидива кист;
  • высокий риск гормональных сбоев в том случае, если образование локализовалось на вырабатывающем гормоны органе;
  • перерождение кист в злокачественные новообразования.

Разрыв кисты

Разрыв кисты – одно из опасных осложнений патологии. Он характеризуется болями в месте локализации образования (например, если разорвалась дермоидная киста яичника, боли будут в нижней части живота со стороны поражения), усилением при нагрузках, постепенным нарастанием. Развивается перитонит. Требуется срочное обращение к хирургам.

Нагноение кисты (воспаление)

Нагноение новообразования – еще одно распространенное осложнение, требующее лечения. При воспалении дермоидных кист пациент будет жаловаться на болезненность в месте их локализации, подъем температуры, слабость, потерю аппетита, сонливость. В этом случае также нельзя откладывать обращение к врачам.

Независимо от вида развившегося осложнения, наиболее эффективная тактика его лечения – операция.

Лечение осложнений дермоидной кисты

Осложнения могут требовать как медикаментозного, так и экстренного оперативного вмешательства. Например, при нагноении показано применение антибиотиков и противовоспалительных средств, а удаление дермоидного образования возможно только после стихания воспалительного процесса.

При некрозе образования показано его экстренное устранение, поскольку это может привести к грозным осложнениям в виде нагноения, интоксикации, сепсиса и даже летального исхода.

Увеличение или подозрение на малигнизацию также является показанием к удалению. В данном случае нет необходимости в экстренной операции, однако она должна быть проведена как в можно более ранние сроки после полноценной подготовки (выполнения дополнительно обследования, анестезиологической подготовки).

На сегодняшний день отказ от хирургического вмешательства считается целесообразным только в тех случаях, когда новообразование имеет минимальные размеры, никак не проявляется, а вероятность развития осложнений является крайне малой. Во всех других случаях образование лучше удалить как минимум для того, чтобы предупредить развитие осложнений.

Профилактика

Сегодня не разработано профилактики, на 100% предотвращающей появление дермоидных кист. Однако, так как патология носит врожденный характер, существует возможность снизить риск появления новообразования у ребенка.

Чтобы снизить риск развития дермоидной кисты, рекомендуется придерживаться правил здорового образа жизни, то есть отказаться от вредных привычек, правильно питаться, нормализовать режим труда и отдыха.

Медикаментозная терапия

Вылечить дермоидную кисту с помощью лекарственных средств невозможно. И женщины, столкнувшиеся с диагнозом дермоидная киста яичника, и пытающиеся лечиться препаратами, больше рискуют столкнуться с осложнениями. Единственный выход – это прибегнуть к операции. Медикаменты могут назначаться уже в послеоперационном периоде.

• Тимофеев том 3 КИСТЫ МЯГКИХ ТКАНЕЙ

• УЧЕБНИК ХИРУРГИИ КУЗИН

Тексты научных статей  по специальности «Медицина и здравоохранение»:

• ВРОЖДЕННЫЕ ДЕРМОИДНЫЕ КИСТЫ ЛИЦА (Кохно Н.И. Кохно Ю.В)
  • КИСТА ЯИЧНИКОВ: СИМПТОМЫ, МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ, ЛЕЧЕНИЕ (И. Ш. Даубасова)
  • ЗНАЧЕНИЕ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЭТАПА В ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ С НОВООБРАЗОВАНИЯМИ ЯИЧНИКОВ (Кузнецова Елена Петровна Серебренникова Клара Георгиевна Тетелютина Фаина Константиновна Халилов Рамиль Зуфарович)