Мегауретер

Оглавление 1) Показания к лечению [1] 2) Цели лечения [2] 3) Методики [3] 4) Малоинвазивные подходы [4] Мегауретер представляет собой ув...

1. Показания к лечению
  2. Цели лечения
  3. Подготовка
  4. Разновидности оперативного вмешательства
  5. Методики
  6. Малоинвазивные подходы
  7. Пластика
  8. Восстановление

10. Прогноз

Мегауретер представляет собой увеличение мочеточника в диаметре, которое может быть следствием врожденной аномалии, пузырно-мочеточникового рефлюкса, а в старшем возрасте – причиной окклюзирующего просвет мочеточника камня или другого объемного образования.

Застой мочи приводит не только к расширению в диаметре мочеточника, но и забросу мочи в чашечно-лоханочную систему почки, в связи с чем наблюдается снижение функции почек вплоть до полного прекращения функционирования органа.

Показания к лечению

Показаниями является прогрессирование заболевания, снижение функции почек, а также наличие установленной причины расширения протока (камень, опухоль).  В детском возрасте  почти  в 70% случаев мегауретер разрешается самостоятельно или проявления заболевания уменьшаются через 1-2 года в связи с так называемым «дозреванием» мочеточника. Поэтому необходимость в проведении оперативного вмешательства определяется после всестороннего обследования, установления выраженности мегауретера, наличия пузырно-мочеточникового рефлюкса, осложнений и степени снижения почечной функции.

Цели лечения

Целью является уменьшение диаметра протока, устранение его патологической извитости, а также нормализация оттока мочи от почки, что является основой сохранения нормальной функции почек. В случае отсутствия возможности провести полноценное лечение, его целью является предупреждение осложнений и максимальное сохранение функции почек до того момента, пока оперативное вмешательство не окажется возможным.

Подготовка к лечению у детей

При развитии патологии необходимо тщательно подготовить малыша к оперативному вмешательству. Правильная подготовка – гарант того, что хирургическая коррекция мочеточника будет выполнена правильно и полноценно, а в будущем не потребуется дополнительных врачебных вмешательств.

В первую очередь детям проводят через тщательное предоперационное обследование. Сдают следующие анализы:

• общий анализ мочи и крови;
  • биохимическое исследование крови;
  • коагулограмму;
  • флюорографию;
  • УЗИ-почек.

При необходимости малыша также проводят через процедуру цистоскопии или цистоуретрографии. Это необходимо, чтобы определить, почему вообще развился мегауретер, и как лучше устранить патологию.

В ряде случаев перед операцией в области мочеточника приходится пройти диетотерапию, курс дезинтоксикации или иные подготовительные мероприятия. Все они направлены на то, чтобы малыш хорошо перенес вмешательство и быстро восстановился.

Разновидности оперативного вмешательства у детей

Все разновидности операций можно разделить на две большие группы: классические и малоинвазивные.

К классическим вмешательствам относят реимплантацию мочеточника, формирование уретроцистоанастамоза, коррекцию рефлюкса, т.е. заброса мочи из мочеточника обратно в почку. Если лечением мегауретера долго не занимались, и заболевание сильно запущено, то сначала выполняется уретростома, чтобы нормализовать работу почки, а затем, вторым этапом, корректируется состояние мочеточника.

Бывает и так, что почка у ребенка претерпела необратимые негативные изменения и уже просто не способна выполнять свои функции адекватно. В этом случае коррекция мегауретера заключается в нефроуретероэктомии. Правда, выполнить операцию можно лишь в том случае, если вторая почка здорова и полностью функциональна.

Формирование у новорожденных мегауретера практически не предполагает использования в качестве лечебной методики эндоскопических операций. Им доктора отдают предпочтение только в одном случае: малыш сильно истощен и может не пережить открытую хирургическую коррекцию.

Мегауретер у истощенных пациентов может корректироваться с помощью эндоскопии, бужирования, баллонной дилятации. Так же может использоваться методика стентирования.

Оперативные методики

Операция является основой лечения и подразумевает, прежде всего, устранение причины заболевания (удаление камня, объемного образования, коррекция пузырно-мочеточникового рефлюкса и так далее).

Оперативное лечение мегауретера, фото

Методики могут быть различными и определяются в каждой конкретной ситуации отдельно лечащим врачом. Так, могут быть использованы такие подходы:

• формирование уретероцистоанастомоза, т.е. нового соустья между мочеточником и мочевым пузырем с целью нормализации оттока мочи и восстановления нормальной работы почек;
  • вывод мочеточника на переднюю брюшную стенку (формирование уретеростомы) в качестве временной меры для последующей реконструкции нормального хода мочеточника, для чего может использоваться и кишечная пластика;

• проведение антирефлюксной коррекции;
  • удаление мочеточника и почки (нефроуретерэктомия) проводится в тех случаях, когда наблюдается резкое снижение функции почек и другое лечение не принесет желаемого результата.

Малоинвазивные подходы

Малоинвазивные методики применяются в тех случаях, когда нет целесообразности в выполнении полноценного оперативного вмешательства, а также в случаях, если пациент ослаблен и может не перенести полостную операцию.

К малоинвазивным подходам в лечении следует отнести:

• выполнение эндоскопических вмешательств;
  • дилятацию и стентирование мочеточника в случае наличия его сужения, которое может быть причиной формирования патологии;
  • бужирование мочеточника.

Результат зависит от выбора методики и сохранения функции почек. Если лечение начато своевременно и проведено в полном объеме, а функция почек еще не была нарушена, то прогноз заболевания благоприятный.

Пластика мочеточника

Пластика мочеточника – одна из наиболее частых операций, что применяют сегодня в лечении малышей, страдающих от мегауретера. Суть операции в том, чтобы заменить изношенные ткани на аутотрансплантат, полученный непосредственно из организма пациента.

• Кишечная пластика

Кишечная пластика используется довольно часто. В этом случае в качестве трансплантата служит часть кишечника пациента. Предпочтение отдают сегменту тонкого кишечника, из которого и формируют трубку, которой в будущем придется исполнять роль мочеточника. Метод хорошо зарекомендовал себя, как помогающий решить проблему в том случае, если требуется полная замена поврежденного участка мочевыводящего тракта.

• Вмешательство по Боари

В этом случае в качестве трансплантата служит фрагмент мочевого пузыря. Хирург отрезает от органа полоску, которая должна быть немного больше, чем зона повреждения мочеточника. После проводятся манипуляции, позволяющие закрепить трансплантат в зоне поражения.

Важной особенностью вмешательства по Боари является то, что доктор может одновременно скорректировать даже двустороннее повреждение. Главное – правильно рассчитать размер лоскута ткани, отрезаемого от мочевого пузыря.

Кстати, бояться за целостность мочевого пузыря не стоит: хирург ушивает зону, где был взят лоскут, наглухо, так что потери функциональности органа опасаться нет причин. Главное, чтобы швы были наложены верно.

Восстановительный период в детском возрасте

После того, как мегауретер скорректирован, большое значение имеет восстановительный период. Ведь если родители маленького пациента пренебрегали рекомендациями доктора, операция может оказаться не такой успешной, как хотелось бы.

Большое значение имеет правильность ухода за катетером, находящимся в просвете протока. Необходимо следить, чтобы малыш мочился в первые дни каждые полчаса, а затем переходил на режим в 2-3 часа. Если процесс мочеиспускания задерживается, то рекомендуется промывание мочевого пузыря и катетера раствором антисептика.

После вмешательства в области мочеточника настоятельно рекомендуется соблюдать диету. Ребенку стоит питаться бульонами из нежирного мяса птицы, пить клюквенный сок или морс, чай с лимоном. Не допускается употребление в пищу очень острых, горячих, соленых продуктов. Так же врач может подобрать крепящие средства, чтобы немного задержать стул ребенка: это поможет более быстрому заживанию швов.

Чтобы предотвратить развитие воспалительного процесса из-за присоединения патогенной микрофлоры, доктор подберет антибактериальные препараты. Даже если кажется, что необходимости в антибиотиках нет, пропить курс необходимо полностью.

Послеоперационные осложнения у детей

Мегауретер в основном хорошо поддается коррекции с помощью операции. Однако вероятность развития осложнений все же сохраняется. Столкнуться можно с:

• рецидивом, частота которого при открытых операциях достигает 18%, а в других случаях значительно ниже (при рецидиве происходит повторное изменение в форме мочеточника, из-за чего снова необходимо проведение операции);
  • подтеком мочи из сформированной раны (в этом случае проблема обычно решается наложением дополнительного шва в месте анастомоза);
  • воспалительным процессом в почках (чтобы предотвратить миграцию инфекции из мочеточника в почку, доктор назначает курс антибиотиков);
  • сдавление оперированной зоны тканями почки (корректируется с помощью установки дополнительного стента, который удаляется через несколько недель).

Еще одно опасное осложнение – нагноение послеоперационной раны в области мочеточника. Оно развивается в том случае, если уходу за область повреждения не было уделено достаточно внимания, если рекомендациями врача пренебрегали.

Прогноз мегауретера у детей

При операциях в области мочеточника прогноз очень сильно варьируется. Большое значение имеет то, насколько повреждены из-за заболевания почки. Если патологию удалось застать на ранних этапах развития, и почки еще не утратили своей функциональности, прогноз благоприятный, и патология может даже разрешиться самостоятельно, без врачебного вмешательства.

Совсем другое дело, если заболевание сильно запущено, и функция почек уже успела пострадать. Порой почечная недостаточность настолько выражена, что даже оперативное вмешательство не помогает достичь удовлетворительных результатов.

Именно из-за высокого риска развития почечной недостаточности родителям рекомендуется не затягивать с операцией, если патология выявлена.

• Мегауретер у детей - 2013г. Авторы: С.М. Шарков, С.П. Яцык, И.Е. Смирнов
  • Хирургические болезни детского возраста. Т.1 (под ред. Ю.Ф. Исакова, 2004)

• МЕГАУРЕТЕР У ДЕТЕЙ; ТЕРМИНОЛОГИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ, КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ (Юшко Е.И.)
  • ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ МЕГАУРЕТЕРА У ГРУДНЬІХ ДЕТЕЙ (Лолаева Б. М.)
  • КЛИНИЧЕСКИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПОСЛЕ МАЛОИНВАЗИВНЫХ РЕКОНСТРУКТИВНО-ПЛАСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА НИЖНЕЙ ТРЕТИ МОЧЕТОЧНИКА (Баженов И.В.; Истокский К.Н.; Берестецкий И.Е.; Давыдкин П.Н.)