Киста семенного канатика

Оглавление 1) Показания [1] 2) Осложнения [2] 3) Консервативный подход [3] Киста семенного канатика зачастую протекает бессимптомно и не...

1. Показания
  3. Подготовка к хирургическому вмешательству
  4. Консервативное лечение

Киста семенного канатика зачастую протекает бессимптомно и не требует специфического лечения, поскольку не вызывает каких-либо неудобств и не сказывается на детородной функции мужчин. Поэтому, если при профилактическом осмотре у врача или обращении с определенными жалобами выявляется образование кист небольших размеров, то за ней рекомендуют вести наблюдение.

Основой лечения в данном случае является регулярное прохождение осмотра у врача-уролога и, при необходимости, выполнение дополнительных методов обследования (диафаноскопии, УЗИ).

Хирургическое лечение фуникоцеле

При фуникоцеле используется хирургическое лечение только в следующих случаях:

• если заболевание проявляется выраженными симптомами (боль, чувство тяжести в паху);
  • если киста начинает увеличиваться;
  • при больших размерах кист и деформации окружающих тканей.

Оперативное лечение у детей не проводится в амбулаторных условиях. Сущность вмешательства заключается в выполнении разреза и удалении кисты с минимальным повреждением окружающих тканей. У многих пациентов это вызывает опасения в связи с возможным появлением шрама на месте выполнения разреза. Однако опасаться этого не стоит, поскольку всегда выполняется минимальный разрез, и уже через несколько недель шрам оказывается фактически невидимым. Именно с целью получения оптимальных в эстетическом плане результатов и недопущения осложнений операции нередко проводятся с использованием оптических приборов.

Фото. Процесс лечения фуникоцеле (18+)

Процесс лечения фуникоцеле, фото

Осложнения операции

Среди осложнений от лечения можно выделить специфические и неспецифические осложнения. К первой группе следует отнести кровоизлияния в месте проведения операции, нагноения раны и расхождение швов. Однако в большинстве случаев при правильном выполнении вмешательства всех этих осложнений удается избежать. Нагноения раны помогает избежать еще и соблюдение правил асептики и антисептики, своевременная перевязка по рекомендациям доктора.

К специфическим осложнениям следует отнести развитие выраженного рубцового процесса в канатике, из-за которого может нарушаться отделение семенной жидкости, что и станет причиной мужского бесплодия. Именно поэтому при малых кистах, которые сами по себе не грозны бесплодием, не рекомендуют проводить оперативного вмешательства, а советуют занять выжидательную позицию. Нередко, решая избавиться от маленькой, безопасной кисты, которая не увеличивается в размерах и не доставляет неудобств, пациент сталкивается с бесплодием, которое поддается коррекции в разы сложнее. Чтобы снизить вероятность рубцевания операционной зоны, необходимо тщательно оценить необходимость удаления кист, а также учесть индивидуальные особенности больного, которые также могут сыграть роль в восстановительных процессах, включая заживление раны.

Предоперационная подготовка к коррекции кисты

Поскольку единственный эффективный способ коррекции кист семенного канатика при их прогрессировании – хирургическое вмешательство, пациенту рано или поздно придется оказаться на операционном столе, если он хочет сохранить собственное здоровье и способность к деторождению. Операция считается довольно серьезной, а потому требует тщательной подготовки перед тем, ребенок или взрослый окажется в руках хирурга.

Перед устранением кисты обязательно проводится консультация с хирургом. Доктор осматривает предполагаемую операционную зону, знакомится с самим пациентом, повторно рассказывает ему об объеме вмешательства, возможных рисках и предполагаемых результатах. Если речь идет о детях, то обсуждение операции ведется с кем-то из родителей.

После того, как все детали коррекции кист разъяснены, пациента направляют на ряд анализов. Без них операция невозможна. Назначают:

• общий анализ крови и общий анализ мочи, которые дадут представление о функционировании организма в целом, а также помогут примерно оценить работу почек;
  • биохимический анализ крови, который у детей и взрослых дает много ценной информации относительно работы печени, поджелудочной, почек и ряда других органов;
  • тесты на такие инфекции, как гепатит B и C, ВИЧ, сифилис, которые при удалении кисты могут сыграть роль в процессе восстановления, а также представлять опасность для оперирующего медицинского персонала;
  • оценка гормонального фона, которая проводится у мальчика или мужчины в том случае, если есть основания подозревать его нарушения;
  • ЭКГ, необходимое, чтобы оценить работу сердца, предсказать влияние на него наркоза или периода восстановления;
  • флюорография, предназначенная для исключения скрытых легочных патологий, способных сказаться на реабилитационном процессе или ходе операции на канатике.

В качестве дополнительных диагностических средств могут быть назначены УЗИ мошонки, допплерография и ряд других исследований. Их задача – дать врачу более четкое представление о состоянии кисты, ее размерах, местоположении, особенностях кровоснабжения.

Еще один важный этап подготовки – консультация у других специалистов, оценивающих органы и системы, работа которых может повлиять на вмешательство или период реабилитации. Например, при хроническом заболевании ЖКТ может потребоваться консультация гастроэнтеролога, при поражении эндокринной системы не обойтись без посещения эндокринолога, а при патологиях сердечнососудистой системы потребуется консультация кардиолога.

После того, как результаты всех анализов и все заключения будут у пациента на руках, хирург проводит повторную консультацию, в ходе которой обсуждается возможность коррекции кисты семенного канатика. Если состояние здоровья пациента позволяет вмешательство, оно будет выполнено.

Перед тем, как будет произведена коррекция семенного канатика, представителю сильного пола придется соблюдать ряд правил. Все они предоперационные, то есть, рассчитаны на 24 часа до самого вмешательства. Рекомендуется:

• за 12 часов до попадания на стол к хирургу полностью прекратить потреблять пищу, разрешена только простая несладкая вода без газа;
  • по согласованию с медиками отказаться от использования лекарственных препаратов, которые могут повлиять на вмешательство;
  • полностью исключить употребление алкогольной продукции, причем ее стоит прекратить пить минимум за 7 дней до попадания в больницу;
  • минимум на 24 часа стоит отказаться от табака, хотя в идеале срок без курения стоит увеличить до 3 суток.

Операция обычно требует повторной консультации уролога. Это необходимо, чтобы убедиться, что у представителя сильного пола помимо кисты нет других проблем в урологической сфере.

При коррекции патологии семенного канатика требуется внимательно соблюдать все врачебные рекомендации. Врачи обращают внимание на то, что при консультациях важно не скрывать наличие хронических заболеваний, регулярный прием каких-либо медикаментов. Врач должен знать обо всех проблемах пациента, чтобы грамотно прогнозировать исход операции  по удалению кист и подбирать реабилитационные мероприятия.

Возможно ли консервативное лечение фуникоцеле?

Многие пациенты, узнавая о своем диагнозе, опасаются осложнений или прогрессирования фуникоцеле, но при этом по понятным причинам воздерживаются от оперативного лечения. В связи с этим пациенты пытаются отыскать вариант консервативного лечения. Однако следует понимать, что никакие таблетки или мази не способны избавить от врожденных или приобретенных кист семенного канатика. Такие кисты представляют собой анатомическое образование, которое не подлежит обратному рассасыванию и может быть удалено только в ходе оперативного вмешательства.

Поэтому не стоит прибегать к непроверенным и безрезультатным методам лечения кист семенного канатика. Вам следует наблюдаться у врача уролога, если был выставлен диагноз фуникоцеле (родители должны регулярно приводить своих детей на осмотр, если у них выявлены врожденные образования кист). Если лечение окажется необходимым, то уролог сможет выполнить операцию и избавить вас от фуникоцеле, что позволит жить полноценной половой жизнью.

• Детская хирургия национальное руководство - Исакова Ю.Ф.
  • Руководство по урологии - Лопаткин Н.А.

• Гигантская киста семенного канатика (Акилов Х.А. Хабибулла Атауллаевич Жаббаров Ж.А. Ли Э.А. Матякубов Х.Н.)
  • Значение и особенности ультразвукового исследования кист придатка яичка Стратиенко С.В. Аристархов В.Г. Жиборев Б.Н. Хобочева Е.А.