Опыт лечения различных форм гипоспадии

Опыт лечения различных форм гипоспадии.
Кафедра эндоскопической урологии РУДН
Москва, Россия

Введение

Гипоспадия возникает в результате нарушения развития полового члена и характеризуется недоразвитием передней стенки мочеиспускательного канала, в результате чего, наружное отверстие мочеиспускательного канала располагается не на верхушке головки полового члена, а оказывается смещенным проксимальнее. Помимо неправильного расположения и формы наружного отверстия мочеиспускательного канала, для головчатой гипоспадии, венечной гипоспадии, стволовой гипоспадии, мошоночной гипоспадии, промежностной гипоспадии характерно наличие искривление ствола полового члена и дефицит кожи на вентральной поверхности.

История хирургической коррекции гипоспадии насчитывает более 180 лет. Несмотря на достигнутые успехи в лечении данного порока развития полового члена, осложнения встречаются достаточно часто и достигают 30-50% при лечении проксимальных форм и 15% при лечении дистальных форм.

В нашей клинике для коррекции различных форм гипоспадии применялись современные методики пластики уретры. Хирургическое лечение проводилось как с использованием одноэтапных методик, так и несколько этапных при проксимальных формах. Некоторые методики были модифицированы для получения лучшего результата.

Цель исследования

Улучшение результатов оперативного лечения гипоспадии и анализ причин возникновения осложнений.

Материалы и методы

В период с 2009 по 2015 год в нашей клинике было оперировано 389 детей с различными формами гипоспадии. Возраст больных составил от 5 месяцев до 17 лет. Пациенты были распределены на 3 группы: дистальные, средние и проксимальные формы гипоспадии. К дистальной гипоспадии: головчатая форма гипоспадии, венечная форма гипоспадии относились пациенты с расположением меата в области головки и венечной борозды, средним: стволовая гипоспадия – пациенты с дистально стволовой, средне стволовой и проксимально стволовой формами гипоспадии, проксимальным формам – с мошоночной формой гипоспадии и промежностной формами гипоспадии.

Для коррекции гипоспадии применялись разнообразные методики MAGPI, TIP, Mathieu, Mathieu, GTIP, Hodqson, Onlay-tube, Bracka, Duplay и другие. Так же использовались модифицированные операции для пластики уретры.

Результаты

Результаты оперативного лечения оценивались сразу после удаления уретрального катетера и далее пациенты наблюдались через 1, 3, 6,12 месяцев. При дистальных формах гипоспадии процент осложнений составил 3%, при средних 9% и при проксимальных 12%. В данный процент включены все возникающие осложнения, такие как: свищи, меатостенозы, лизис уретры, отек полового члена, дивертикул уретры и другие. Все пациенты или их родители были довольны внешним видом полового члена.

Заключение

Таким образом, применяемые методики позволяют получить отличный функциональный и косметический результат. Разработка и внедрение новых методик и модификаций существующих позволит снизить процент послеоперационных осложнений.